ДО ТОГО, КАК НАЧАТЬ ИНВЕСТИРОВАТЬ

Как вести бюджет

Ведение бюджета – второй важный шаг, который нужно предпринять до того, как начинать инвестировать. Идея ведения бюджета в том, чтобы контролировать все доходы и расходы, планировать траты и делать так, чтобы расходы были меньше доходов. Разница между доходами и расходами сберегается и направляется на инвестирование.
Норма сбережения – это отношение суммы денег, сохраненных для инвестиций, к общей сумме дохода в периоде.

Чем выше норма сбережения, тем быстрее будет создаваться инвестиционный капитал. Но здесь нужно найти разумный баланс между текущими тратами для повышения уровня жизни сейчас и повышением нормы сбережений для создания капитала на будущее.

Может показаться, что регулярное ведение бюджета – занудная штука. Но на самом деле ведение бюджета, когда вы привыкните это делать, занимает буквально 5 минут в день или даже меньше. Взамен вы получаете контроль над расходами. Поверьте, совершать ненужные импульсивные траты будет гораздо сложнее, ведь каждый потраченный рубль нужно записать в расходы.
Для начала решите, в каком виде вести бюджет. Есть 3 основных варианта:

• На бумаге (блокнот, тетрадь и т.д.)
• В мобильном приложении (найдите варианты в магазине приложений по словам «личный бюджет»)
• На компьютере в Excel (найдите в интернете шаблоны личного бюджета или создайте под себя)

На бумаге. Простой и бесплатный вариант. Разделите страницу на 4 части. Левая сторона – для доходов (плановые и фактические). Правая – для расходов (плановые и фактические). Плановые расходы записываются однократно, фактические – регулярно, например, в конце каждого дня.

Вот как может выглядеть такая таблица к середине месяца. К концу месяца раздел с фактическими расходами расширится, ведь учитывать нужно абсолютно все расходы.
Как вести бюджет (таблица)
Как вести бюджет
Далее нужно решить, с какой детализацией категорий контролировать расходы. В примере выше мы просто записывали все доходы и расходы. Это уже лучше, чем ничего. Но еще лучше, когда каждый доход и расход относится на конкретную категорию. Например: дом, продукты, одежда, еда вне дома и так далее. Это поможет узнать общие расходы на категорию и оценить эффективность таких расходов. Не стоит делать слишком много категорий (больше 15), но желательно создать категории для таких расходов, которые вы бы хотели уменьшить. Ноль расходов в категории «фастфуд» - отличный результат для человека, который поставил себе цель питаться правильно.

Также нужно решить, на какой срок планировать бюджет. Думаю, что месяц – это минимум, на который удобно планировать. При этом в разные месяцы доходы и расходы будут разными, поэтому примерный бюджет на год тоже стоит иметь. Если хотите, то можете строить и более долгие планы, например, на 3-5 и более лет. Но не стоит делать такие планы очень детальными. Почти наверняка в долгосрочной перспективе обстоятельства поменяются и план придется переделывать.

Думаю, в долгосрочной перспективе важнее не сколько иметь детальный финансовый план, сколько делать правильные вещи: увеличивать норму сбережений, наращивать доходы и оптимизировать расходы, ставить финансовые цели и инвестировать капитал на фондовом рынке.

Михаил Емец
Финансовый консультант, автор проекта INVESTOGRAMMA.RU | Инвестиции для людей